Новости

ЕКАТЕРИНА ШАПИЛО: «ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ МОТИВАТОРОМ»

Информационный партнер конкурса «Воспитатель года России» 2022 журнал «Семья и школа» Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования рассказал о воспитателе-логопеде из г. Смоленска Екатерине Шапило.

Из статьи журнала мы узнаем, какими качествами должен обладать воспитатель, что самое трудное в работе с детьми и родителями, и что дает силы на движение вперед

А мы напомним, что Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования – это ведущее научное учреждение, определяющее стратегические приоритеты развития воспитания в России, координатор государственных программ и проектов в области воспитания.

Институт постоянно расширяет направления взаимодействия в рамках образовательной и просветительской деятельности. Одним из направлений деятельности Института воспитания РАО является выпуск журнала «Семья и школа».

 

Работа воспитателя — кропотливый и каждодневный труд, требующий много любви, терпения, сил и полной самоотдачи. Нужно уметь быть и ласковой мамой, и добрым другом, и мудрым наставником для малышей. Но некоторые не только виртуозно справляются со своей работой, но и находят силы и время на участие в серьезных конкурсах. 

Так, мы побеседовали с финалисткой Всероссийского конкурса «Учитель России» Екатериной Шапило, логопедом-воспитателем Детского сада № 57 ОАО «Российские железные дороги» в городе Смоленск и узнали, какими качествами должен обладать воспитатель, что самое трудное в работе с детьми и родителями, и что дает силы на движение вперед. 

Расскажите, как вы пришли в профессию? 

В 2000 году я заканчивала школу и готовилась к поступлению в Московский энергетический университет. Но мой классный руководитель, учитель математики, сказала мне: «Кать, ты же понимаешь, что цифры — это не твоё? Тебе же нравится с детьми, иди попробуй поступить в педагогический университет на логопеда, там как раз в этом году идет первый набор». До сих пор вспоминаю её слова спустя 22 года.

Не жалеете о своем выборе? 

У каждого человека бывают взлёты и падения, но сменить свою профессию на какую-либо другую за 18 лет работы в детском садике у меня ни разу не возникало желания. Работа, как хобби, в удовольствие, это про меня.

Вы — учитель-логопед. Сложно ли совмещать две обязанности?

По профессии я учитель-логопед, а также олигофренопедагог. Работаю в детском садике в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Стараюсь взаимодействовать и с воспитателями, и с другими специалистами ДОУ, потому что считаю, что только так можно помочь детям, работая в симбиозе друг с другом.  А насчёт совмещать, наверное, я не чувствую этого, потому что прихожу и проживаю с детьми в саду так, чтобы было комфортно и с пользой.

С какими трудностями вы сталкиваетесь чаще всего? 

Трудности, даже больше не трудности, а торможение развивающего процесса может возникать из-за нерегулярного посещения ребенком детского сада. По разным причинам это бывает, конечно. Если взять конкретно логопедическую задачу, то поставленный звук закрепляется в речи ребенка намного быстрее, если малыш посещает дошкольное учреждение и повторяет дома с родителями сложную фонему.

А что в работе доставляет большую радость?

Конечно, огромную радость доставляет успех каждого ребенка, момент, когда ребёнок сделал для себя открытие, наконец-таки понял то, что казалось для него сложным и недоступным, когда смог поднять сам язычок и пошипеть или порычать.

С кем труднее находить общий язык: с детьми или родителями?

Чтобы общаться с современными родителями, нужно быть самим не только современным, но грамотным специалистом, доступно умеющим обозначить проблему, если таковая имеется, и наметить совместные пути ее решения. Часто родители прислушиваются к советам и рекомендациям и совместный воспитательно-образовательный процесс проходит успешно. А детям нравится, когда педагог знает и принимает игры и игрушки, которыми они интересуются и умеет с их помощью решать свои поставленные задачи (хаги-ваги, киси-миси и т.д.)

Расскажите про участие в конкурсе «Воспитатель года России». 

Я впервые участвую в профессиональном конкурсе такого масштаба. На заочном этапе нужно было предоставить интернет-портфолио — это интернет-ресурс участника конкурса, который просматривают и оценивают члены жюри по конкурсным критериям, и «Визитная карточка «Я-педагог» на три минуты, в которой нужно успеть рассказать о своем профессионализме с помощью информационно-коммуникационных технологий.

На очном этапе в городе Ярославле предстоит провести педагогическое занятие с группой детей и познакомить членов жюри и других конкурсантов со своей педагогической находкой, тем методом, который у тебя получается лучше всех. И уже по результатам этих испытаний будут определены лауреаты и победители, которым предстоит провести мастер-класс и принять участие в профессиональном разговоре с членами жюри.

Это очень интересно. Хочется проверить свои возможности, не останавливаясь на достигнутом.

Дайте, пожалуйста, совет родителям, как логопед.

Каждый случай индивидуален, и я всегда рекомендую родителям присматриваться к своему ребенку, прислушиваться к советам воспитателей и своевременно обращаться за помощью к специалисту, а не ждать 6 лет, когда все звуки сами собой «должны» появиться в речи.

Очень важно разговаривать с детьми, слушать их и заниматься совместной осмысленной деятельностью в свободное время дома, на прогулке. Логопедические проблемы при желании можно исправить в любом возрасте, но чем раньше это произойдет, тем лучше. Поэтому дошкольный возраст — самый благоприятный период для этого.

Я посоветую родителям вспомнить те игры, в которые они играли в своем детстве, игры дедушек и бабушек, и почаще играть в них со своими малышами. А также позволять ребенку самому пробовать то, что кажется таким сложным. Вместе готовить обед, убираться, и даже стирать мелкое бельё. Это очень развивает.

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, работающий с детьми?

Конечно, терпение, искренность, желание слушать ребенка и отвечать на его вопросы, помогать, подбадривать, не забывать хвалить даже при малейшем успехе, но и уметь разрешать конфликтные ситуации, которые могут возникать между детьми. Воспитатель должен быть мотиватором.

user-icon