История конкурса

2020

«Воспитатель года России» 2020

15 ноября 2010 года в Научно-методическом центре Профсоюза работников АПК открылись двери для первых участников Всероссийского конкурса «Воспитатель года России». 64 субъекта Российской Федерации направили лучших работников дошкольных образовательных организаций на конкурс, учрежденный Общероссийским Профсоюзом образования под патронатом Министерства образования и науки РФ. Так было положено начало масштабному конкурсному движению работников ДОО, без которого уже трудно представить современное отечественное образование.

Целью конкурса было через демонстрацию передового педагогического опыта работников дошкольных образовательных учреждений, популяризацию профессии воспитателя обратить внимание государства и общества на проблемы развития дошкольного образования в современных социально-экономических условиях и утвердить приоритеты дошкольного воспитания  в системе образования страны. Прошедшие годы показали, что цели конкурса, заложенные Общероссийским профсоюзом образования, во многом предвосхитили ряд стратегических направлений государственной образовательной политики, представленных в федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартах, государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2016‒2020 годы и др. За время существования конкурса появились новые документы, подчеркивающие необходимость профессионального развития педагогов ДОО, которые служат нормативной основой для разработки образовательных программ, реализуемых организациями дополнительного профессионального образования, декларируют приоритетные задачи образования, требования к личностным и профессиональным качествам педагога дошкольного образования.

Конкурс «Воспитатель года России» чутко прислушивался к тенденциям, требованиям и вызовам государства и общества, изменяясь и развиваясь, предлагая конкурсные испытания, позволяющие работникам ДОО продемонстрировать свой профессионализм в сферах, наиболее востребованных на современном этапе.

С момента создания конкурса через его федеральный этап прошли сотни участников, лучших представителей своей профессии. Конкурс для них не просто соревнование, это начало продуктивного сотрудничества, возможность обменяться передовыми идеями и практическим опытом, познакомиться с подходами и приемами успешных, неравнодушных, высокопрофессиональных коллег. Яркие, творческие, запоминающиеся занятия и мастер-классы конкурсантов, доступные в трансляциях, становятся источником вдохновения для всех работников дошкольного образования, заинтересованных в успехе собственных воспитанников. География конкурса обширна, но благодаря конкурсным традициям, предусматривающим выезды в лучшие ДОО принимающего региона и подготовку по итогам конкурса сборника методических материалов лауреатов Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» «Лучшее от лучших», диссеминация опыта конкурсантов происходит наиболее эффективно, из первых рук.

Символом конкурса все эти годы являлась жемчужина в раковине, и это не случайный символ. Все, что закладывается в ребенка с самого раннего возраста, зависит не только от его семьи, но и от тех взрослых, которые его окружают, от тех, кто создает культурную, обучающую, развивающую, принимающую среду, от тех, кто не только профессионально занимается развитием своих воспитанников, но и дарит им сердечное тепло  и заботу, учит детей быть добрыми, инициативными, творческими, неравнодушными, любящими свой край и интересующимися окружающим миром, познающими и помогающими – прежде всего, на своем примере.

Конкурс «Воспитатель года России», как средство повышения значимости и престижа профессии работников дошкольных образовательных организаций делает все, чтобы представить обществу замечательных людей, от которых зависит, какой будет наша страна через 20‒30 лет. Именно они закладывают основы и взращивают, развивают и ведут за руку будущих лидеров, ученых, инженеров, тех, кто будет кормить страну, и тех, кто будет ее защищать. Благодарность работникам дошкольного образования за их труд и желание воздать им должное, открыть перед ними дороги личностного и профессионального развития, сделать их труд заметным, почетным, достойно оплачиваемым – первостепенная задача сегодняшнего и каждого следующего дня. А это значит, что впереди у конкурса еще долгий путь.

2021

«Воспитатель года России» 2021

В региональных этапах конкурса в 2021 году приняли участие более сорока тысяч работников организаций дошкольного образования.

Заключительный этап Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» проходил в Краснодарском крае, где живет и работает победитель 2020 года Анастасия Быстрюкова. С 4 по 8 октября в городе Сочи представители 84 субъектов Российской Федерации демонстрировали свое профессиональное мастерство в конкурсных испытаниях: рассказывали о своих педагогических находках, проводили занятия с детьми и мастер-классы, участвовали в ток-шоу.

В рамках конкурсных мероприятий также состоялась научно-практическая конференция «Развитие кадрового потенциала дошкольного образования Российской Федерации».

Лауреатами 2021 года стали:

Абросимова Анастасия, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 127» (г. Курск);

Аникеева Татьяна, воспитатель ГБОУ города Москвы «Школа № 1980»;

Гаврикова Мария, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 4» (г. Воронеж);

Гуленина Наталья, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 88» (г. Стерлитамак, Республика Башкортостан);

Жучкова Анастасия, воспитатель МАДОУ детский сад № 50 (г. Ревда, Свердловская область);

Исакова Лариса, старший воспитатель МДОБУ детский сад № 140 г. Сочи (Краснодарский край);

Николаева Юлия, старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 18» (г. Волгоград);

Петрова Светлана, воспитатель МАДОУ Детский сад № 15 «Страна детства» комбинированного вида (г. Кызыл, Республика Тыва);

Самонова Наталья, воспитатель ГБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 39 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей (г. Санкт-Петербург);

Федина Марина, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 35» (г. Сергиев Посад, Московская область);

Хитрова Ольга, учитель-логопед МДОУ детский сад № 93 (г. Рыбинск, Ярославская область);

Цыганова Виктория, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 10» (г. Лениногорск, Республика Татарстан);

Чимрова Екатерина, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 16 «Рябинушка» (г. Шумерля, Чувашская Республика);

Шевченко Наталья, воспитатель МБОУ «Гимназия № 1» (г. Бийск, Алтайский край);

Шмакова Татьяна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 17 «Рябинка» (г. Курган).

Победителем конкурса 2021 года была признана Ольга Хитрова из Ярославской области.

2022

«Воспитатель года России» 2022

В Ярославле названо имя победителя Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России – 2022». Обладателем главного приза конкурса – «Хрустальной жемчужины» – стала Юлия Доронина, воспитатель детского сада № 236 Краснооктябрьского района города Волгограда. По итогам трех туров заключительного этапа конкурса она набрала наибольшее число баллов.

Педагогический стаж Юлии Дорониной – 23 года, ее профессиональное кредо: «Зорко лишь сердце, самого главного глазами не увидишь». Именно эта фраза после прочтения «Маленького принца» Антуана-де-Сент Экзюпери стала для нее манифестом о ценности детства, важности доверительных отношений взрослого и ребенка.

По сложившейся традиции наряду с победителями основных всероссийских профессиональных конкурсов, которые проводит Минпросвещения России, Юлия Доронина будет советником Министра просвещения Российской Федерации на общественных началах. О том, что это за должность, рассказала заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева.

«В этом новом качестве Юлия Доронина присоединится к работе Министерства. Такой советник сможет от лица профессионального сообщества участвовать в разработке основных направлений развития образования, ставить перед Министерством задачи, задавать вопросы, которые волнуют сферу дошкольного образования. А мы будем оперативно на это реагировать», – отметила Татьяна Васильева.

Заместитель Министра просвещения подчеркнула, что российская система дошкольного образования – одна из самых передовых и состоявшихся в мире.

«На территории Российской Федерации работает более 46 тысяч организаций, которые реализуют образовательные программы дошкольного образования и осуществляют присмотр и уход за детьми. Государство уделяет сфере дошкольного образования большое внимание, прежде всего, развивая инфраструктуру детских садов, создавая условия для профессионального развития и роста воспитателей», – уточнила Татьяна Васильева.

Следующий конкурс «Воспитатель года России» пройдет в 2023 году на родине Юлии Дорониной – в Волгограде.

2023

«Воспитатель года России» 2023

Главный приз Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России – 2023» – «Большую хрустальную жемчужину» – получила Дарья Глебова, воспитатель детского сада № 86 «Звездочка» села Орудьево Дмитровского городского округа Московской области. Имя победителя состязания назвал Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Глава Минпросвещения России присоединился к торжественной церемонии закрытия конкурса в режиме видеосвязи. Он поздравил всех присутствующих с Днем воспитателя и всех дошкольных работников.

«Дошкольное образование играет очень важную роль в жизни каждого человека: закладывается фундамент становления личности, до семи лет формируются все основные психологические функции ребенка, и от того, как он развивается в этот период, во многом зависит его будущее. Сегодня в детских садах нашей страны работают замечательные специалисты: воспитатели, музыкальные работники, инструкторы по физической культуре, логопеды, педагоги-дефектологи, педагоги дополнительного образования. И все они могут проявить свои таланты на профессиональных конкурсах. Мы продолжим проводить конкурс «Воспитатель года России». Уверен, что он сохранит свои лучшие традиции и дальше», – отметил Сергей Кравцов.

Министр просвещения РФ поблагодарил Администрацию Волгоградской области за высокий уровень организации конкурса.

От имени жителей Волгоградской области, педагогов и наставников региона в год 80-летия победы в Сталинградской битве участников конкурса и почетных гостей приветствовал губернатор Андрей Бочаров.

«В 1942–1943 годах именно здесь решалась судьба нашей страны, судьба каждого региона, который вы представляете, судьба всего человечества. Защитники Сталинграда, представляющие всю нашу великую страну, победили, дав возможность нам, последующим поколениям, созидать, жить, творить, любить, учить, воспитывать и двигаться вперед. Вы собрались здесь, чтобы проявить профессиональное мастерство, представить свои регионы. Понимаю, очень непросто побороть волнение и показать лучшие наработки. Уверен, у вас все получилось. Вы ждете, кто будет первый, но вы все уже победители», – сказал Андрей Бочаров.

Он напомнил, что Волгоград принимает всероссийский финал состязания благодаря победе в конкурсе в 2022 году воспитателя детского сада № 236 Краснооктябрьского района Юлии Дорониной. Андрей Бочаров также подчеркнул, что в регионе сложилась традиция отмечать и поддерживать победителей профессиональных конкурсов. Он предоставил почетное право председателю Волгоградского областного Союза женщин Нине Черняевой передать Юлии Дорониной сертификат на жилплощадь.

Победитель Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2023» Дарья Глебова обратилась ко всем, кто поддерживал ее на протяжении конкурсных испытаний. Она также передала слова благодарности своим наставникам и коллегам.

В этом году победитель конкурса «Воспитатель года России – 2023» получит денежный приз в размере 200 тысяч рублей.

В номинации Общероссийского Профсоюза образования «Общественное признание» премии в размере 100 тысяч рублей удостоена учитель-логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения «Майнский детский сад «Ромашка» № 1» рабочего поселка Майна (Ульяновская область).

Кроме того, в Год педагога и наставника каждый финалист конкурса получит денежный приз в размере 50 тысяч рублей от банка «ВТБ».

В финале конкурса «Воспитатель года России» в 2023 году приняли участие 89 педагогов из всех регионов страны, а муниципальные этапы объединили почти 18 тысяч воспитателей.

user-icon