История конкурса

2019

Опыт регионов по организации и проведению Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»

В 2019 году специалисты ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» (ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ в 2019 году) в рамках мониторинга среди субъектов и муниципальных образований Российской Федерации с целью выявления существующих моделей проведения конкурса профессионального мастерства работников дошкольного образования изучили опыт регионов по организации и проведению Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России», конкурсную активность воспитателей, возможности совершенствования конкурсов профессионального мастерства работников дошкольного образования.

В основу исследования легли следующие критерии:

– конкурсная активность (в конкурах профессионального мастерства для работников дошкольного образования, включая Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года России») в субъектах Российской Федерации;

– информационная поддержка Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»;

– мотивация к участию во Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года России»;

– система подготовки педагогических работников к участию во Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года России»;

– практика сопровождения конкурсантов на этапе участия во Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года России»;

– механизмы выдвижения кандидатов для участия во Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года России»;

– категории работников дошкольного образования – участников Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»;

– организации (сообщества), участвующие в проведении Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»;

– профессиональные компетенции для разработки содержания конкурсных испытаний Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»;

– виды конкурсных испытаний для реализации содержания Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»;

– критерии оценки выступлений конкурсантов на Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года России»;

– формат конкурсных испытаний Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»;

– практика подведения итогов участия во Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года России» в субъектах Российской Федерации;

– механизмы стимулирования победителей и лауреатов Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»;

– использование потенциала победителей и лауреатов Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»;

– финансирование Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в субъектах Российской Федерации;

– влияние конкурсов профессионального мастерства на повышение престижа профессии работника дошкольного образования;

– факторы, влияющие на развитие конкурсного движения работников дошкольного образования в субъектах Российской Федерации;

– дефициты субъектов Российской Федерации в части проведения Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России».

Анализ результатов мониторинга показал высокий уровень интереса к Всероссийскому профессиональному конкурсу «Воспитатель года России» как со стороны региональных и муниципальных органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, так и со стороны руководителей и педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования. Развитие конкурсного движения работников дошкольного образования во многом зависит от правильной мотивации всех заинтересованных сторон.

В большинстве субъектов Российской Федерации, как на уровне регионов, так и на уровне муниципальных образований, осуществляется подготовка работников дошкольного образования к участию в конкурсах профессионального мастерства, включая Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года России». При этом существуют механизмы взаимодействия региона, муниципальных образований и образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования в сфере подготовки к конкурсам профессионального мастерства. Помимо подготовки педагогов к участию в конкурсах в большинстве субъектов Российской Федерации существует практика сопровождения конкурсантов в процессе участия в региональном и заключительном этапах Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России».

В субъектах Российской Федерации активно используется потенциал победителей и лауреатов Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»: существует практика привлечения победителей и лауреатов конкурса к участию в региональных и муниципальных конкурсах профессионального мастерства в составе жюри, проведению мастер-классов, подготовке и сопровождению будущих конкурсантов, проведению курсов повышения квалификации (профессиональной переподготовки), консультированию педагогов дошкольных образовательных организаций (наставничество), также публикуются авторские разработки (распространение передового опыта).

В качестве факторов, способствующих развитию конкурсного движения работников дошкольного образования в субъектах Российской Федерации, респонденты наиболее часто называли высокую мотивацию работников дошкольного образования к участию в конкурсном движении, заинтересованность органов власти в развитии и продвижении конкурсного движения, формирование позитивного имиджа профессиональных конкурсов.

Подавляющее число респондентов считает, что благодаря конкурсам профессионального мастерства престиж профессии работника дошкольного образования повышается.

2019

Хроника конкурса

user-icon